Блог Умной Совы

полюби себя и мир подтянется

Аутизм _ Трёх-Ступенчатая Система Коррекции Поведения



style="display:inline-block;width:320px;height:100px"
data-ad-client="ca-pub-1166524260422113"
data-ad-slot="7750357986">

waw-clow

Серия статей об аутизме

Здравствуйте, дорогие родители!

В этой статье речь пойдёт о простой и эффективной технике поведенческой модификации, то есть о способе контроля негативного поведения ребёнка в позитивную сторону.

Этот способ работает, как для типично-развивающихся детей, так и для детей с аутизмом. Не зная названия этой техники, я много раз применяла её на практике в работе с детьми с аутизмом.

В Америке этот метод часто применяется в аутистичных классах во время занятий прикладным поведенческим анализом. А недавно я нашла заметку специалиста по поведенческому анализу Тамеики Медоуз, где она хорошо изложила эту методику и я решила поделится этой информацией с вами.

Итак, речь пойдёт о трёх-ступенчатой системе коррекции поведения.

Дети часто ведут себя непослушно, отказываясь выполнять наши поручения и задания. Дети могут выражать своё непослушание:

  • словесно: вы попросили Иру убрать игрушки, а она начала плакать и ныть «не хочу!», хотя и выполнила поручение
  • поведенчески: когда Таня играет с куклами, вы сказали ей, что пора идти купаться, а она разбросала куклы по полу
  • словесно и поведенчески: вы сказали: «Аня, ложись спать», а она убежала из комнаты, крикнув «Нет!»
  • задержкой исполнения: вы попросили Артёма помыть руки и идти к столу, а он продолжил играть с машинками ещё 15 минут, игнорируя вас, прежде чем выполнить вашу просьбу

Мы уже обсуждали в одной из прошлых статей, что в общении с ребёнком, особенно с аутистичным ребёнком, давая команду — мы не просим, мы говорим.

Например,

  • Мы не говорим: «Может быть выключишь телевизор, ведь уже поздно?».
  • Мы говорим: «Влад, выключай телевизор».

Помните, что в вашем тоне должны присутствовать нотки теплоты, несмотря на твёрдость. И ни в коем случае не отдавайте приказ, а давайте команду, соответствующую когнитивному, эмоциональному, и физическому развитию ребёнка.

Если вы считаете, что Аня может убрать игрушки без слёз или, что Артём может помыть руки без вашей помощи, как только вы об этом попросили, значит вам нужно твёрдо придерживаться этого правила и рассматривать примеры выше, как непослушание.

Представьте себе, что вы заказали кофе в кафе, а официант, прежде чем принести вам чашку кофе, решил почитать книгу и задержался на 20 минут. Вы будете недовольны, ведь вы попросили кофе сейчас. Да, официант принёс кофе, но он задержался в исполнении вашей просьбы.

Или представьте, что вы пришли в больницу на укол, и медсестра во время вашего визита всё время стонет и плачет, что хочет домой и о том, как она устала от этой работы. Да, медсестра сделала вам укол, но её поведение вас поставит в тупик.

То есть, ставя чёткие ожидания по выполнению поручений дома, вы даёте вашему ребёнку шанс отработать навыки поведения, ожидаемые обществом.

Ваши ожидания о послушании должны быть постоянны. Помните, здесь главное — ваша сила воли!

Разумеется, прежде чем ожидать послушания от ребёнка, убедитесь, что команды ему по силам. Когда речь идёт о детях-аутистах, ориентируйтесь не на хронологический возраст, а на уровень развития.

Также помните об особенностях своего ребёнка. Если Таня из примера выше боится воды, что очень распространено у детей с аутизмом, то прежде, чем ожидать от неё послушания во время гигиенических процедур, займитесь сенсорной проблемой ребёнка.

И помните, что если у вас нет времени или желания пройти через весь процесс модификации негативного поведения описанного ниже, лучше не давать ребёнку команду совсем, чем быть непоследовательным в ваших ожиданиях о послушании.

Не ленитесь — не давайте своему ребёнку возможность предположить, что время от времени вы дадите ему поблажку. Это только усугубит негативное поведение.

Итак, вот последовательность этой техники:

«сказать --> показать --> выполнить»

1 этап — сказать:

  • Дайте команду, например, «убери игрушки».
  • Дайте ребёнку 3-5 секунд, чтобы начать выполнять команду.
  • Если ребёнок выполнил команду — воодушевлённо похвалите его или наградите тем, что доставляет ему удовольствие.
  • Если нет — переходите к следующему шагу.

2 этап — показать:

  • Повторите команду: «убери игрушки вот так» в то время, как вы демонстрируете выполнение команды (подберите несколько игрушек и положите в отведённое место).
  • Дайте ребёнку 3-5 секунд, чтобы он начал выполнять команду.
  • Если ребёнок выполнил команду на этом этапе — похвалите или наградите его, но не так воодушевлённо, как на первом этапе.
  • Если нет — переходите к следующему шагу.

3 этап — выполнить:

  • Повторите команду: «убери игрушки».
  • При этом тут же подойдите к ребёнку и физически помогите ему выполнить команду — взяв его руку, его рукой подберите игрушки и положите их в отведённое место.
  • Во время этого этапа — не говорите с ребёнком и избегайте контакта глазами.
  • Также игнорируйте любое негативное поведение ребёнка.
  • Не останавливайтесь пока действие не доведено до конца.
  • Не хвалите ребёнка после завершения последнего этапа.
  • Не извиняйтесь перед ребёнком и не ругайте его.

Со временем, ваш ребёнок осознает что у него есть выбор — сделать самому и заслужить похвалу или награду, или без похвалы и награды выполнить команду с вашей помощью.

Дополнительные правила:

  • команда повторяется на каждом из трёх этапов
  • ни один из этапов не повторяется дважды
  • во время выполнения протокола не разговаривайте с ребёнком, кроме повтора команды
  • на первых двух этапах похвала или награда предоставляются сразу же, как только команда выполнена, без промедления

Пример:

2 часа дня — время для занятий.

Перед занятиями Миша обычно играет в машинки. Перед игрой скажите: «Миша — после игр мы будем заниматься».

За 5 минут до занятий напомните Мише: «Миша, мы скорo будем заниматься».

В 2 часа, подойдите к Мише и скажите: «Миша, время заниматься». А затем дайте команду: «сядь за стол». Миша часто убегает от вас, когда понимает, что пришло время заниматься.



style="display:inline-block;width:320px;height:100px"
data-ad-client="ca-pub-1166524260422113"
data-ad-slot="7750357986">

Если Миша выполнил команду, тут же похвалите его с энтузиазмом: «Молодец Миша, как ты хорошо сидишь!» и дайте ему поиграть с его любимой машинкой за столом, с пол минутки.

Если Миша убежал — спокойно, без лишних эмоций и разговоров подойдите и Мише, возьмите за руку, подведите к столу, и скажите: «Миша, сядь за стол» и покажите пальцем на стул.

Если Миша сядет за стол, похвалите его, но более спокойно: «Молодец Миша, ты хорошо сидишь» и дайте поиграть с менее любимой игрушкой за столом на четверть минуты.

Если же Миша опять убежал, подойдите к нему и спокойно, без разговоров, и не смотря ему в глаза возьмите за руку и отведите к столу.

Если он будет капризничать и падать на пол — просто поднимите его обратно, столько раз, сколько потребуется и продолжайте двигаться к столу.

Если он будет кричать и плакать, просто игнорируйте его поведение. Когда вы подойдёте к стулу, скажите «сядь за стол» и физически посадите его на стул.

Если он будет упираться, просто продолжайте, пока вам не удастся его посадить.

Ни в коем случае не применяйте физическую силу. В любом случае вы сильнее и больше своего ребёнка и у вас есть возможность его удержать без применения силы.

Не хвалите его, но и не ругайте. Не останавливаясь, спокойно продолжайте следовать своему плану и начинайте занятия.

Постарайтесь чем-то его отвлечь, начните с простых и знакомых ему занятий, например, собрать пазл. Держите быстрый ритм, не давая ребёнку потерять интерес.

Если Миша опять убежит, спокойно начинайте методику с первого этапа. Пусть первые несколько раз на это уйдёт всё время занятий, со временем ваш ребёнок поймёт, что поблажек не будет и негативное поведение пойдёт на спад.

Если вы будете последовательно и постоянно придерживаться этой техники, ваш ребёнок станет более послушным. Это облегчит вашу жизнь, предоставит вашему ребёнку модель ожидаемого вами и обществом поведения и поможет ему в будущем в мире, где успех построен на том, как хорошо мы можем выполнять команды.

Разумеется, когда ваш ребёнок подрастёт, у вас будет возможность объяснить ему, что не все команды следует выполнять слепо (например, не открывать дверь незнакомым, когда взрослых нет дома), но для начала научите его быть послушным.

В следующий раз мы поговорим о развитии речи у детей с аутизмом.

 

Все статьи по теме "Аутизм"1

 

С уважением, Marina Donnelly

 

 

Подпишитесь на новости проекта
«Аутизм с Глазу на Глаз»,
чтобы не пропустить самые свежие статьи


SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Подписчиков:

______________

PS.
Пожалуйста, поделитесь этой заметкой  с друзьями и близкими.
Вы никогда не узнаете, какая  мысль  может изменить чью-то жизнь навсегда.
Поэтому хорошим не стесняйтесь делиться со всеми.
Просто нажмите кнопочки  соц. сетей ниже.



style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-1166524260422113"
data-ad-slot="3738960788">


АУТИЗМ
Присоединяйтесь к дискуссии! Отзывов уже: 2..
  • Наталья

    Здравствуйте!Хотела подписаться на рассылку,но форма не рабочая

    Ответить
    • Умная Сова

      Наталья, здравствуйте! Приношу свои извинения!

      Форму поправила, подписывайтесь, пожалуйста

      Ответить

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *
Имя *
Email *
Сайт
Ваш комментарий
;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: