Итак, в прошлый раз мы обсудили важность похвалы в общении с аутистичным ребёнком.
Сегодня давайте обсудим, как лучше всего донести до ребёнка наши просьбы или команды.
Первым делом, ради интереса, посчитайте как часто в общении с аутистичным ребёнком, да и с другими людьми, вы используете слова: «нет!», «нельзя!», «не …», их производные, или слова с негативным значением: перестань, прекрати, заканчивай и другие?
В системе интенсивной поведенческой терапии слова «нет» — практически не существует.
Для меня стало шоком, когда в первый день работы в аутистичном классе я поняла как узок мой лексикон без слова «нет»!
Я запиналась на каждом предложении, особенно учитывая, что темп работы по системе АВА (прикладного анализа поведения) очень высок и времени для поиска нужных слов просто не остаётся.
В последующие несколько дней я носила на запястье тонкую резинку и легонько оттягивала и отпускала её каждый раз, когда хотела сказать «нет».
Я училась абсолютно инопланетному для меня способу общения просто наблюдая за более опытными учителями и спрашивая совета.
Если вы не пожалеете пары дней и последите за своей речью, вы поймёте, как просто переключится с «нет». Вот несколько примеров:
— Игорь ёрзает на стуле во время занятий. Я могу сказать «не ёрзай, пожалуйста», но полезнее было бы сказать:
«На стуле мы сидим спокойно — через пять минут будет перерыв и ты сможешь побегать»
— Олег бегает по скользкому полу и вот-вот упадёт. Моя первая реакция «не бегай дома!». Но лучше было бы сказать:
«Дома мы ходим спокойно, бегать мы будем вечером на игровой площадке»
— Катя сидит на столе, а мы хотим чтобы она сидела на стуле. Моя типичная реакция: «Сколько можно повторять, не сиди на столе». Моя новая реакция:
«Катя, пожалуйста, сядь на стул»
И заметьте, что в этих ситуациях мы не просим, не уговариваем, не торгуемся, а даём команды.
У вашего ребёнка будут другие возможности практиковать навыки принятия решений — за игрой, в выборе одежды, в выборе десерта.
Когда дело касается поведения, вы — НАЧАЛЬНИК!
И не забывайте поблагодарить ребёнка за выполение команды. Из прошлой статьи вы вспомните, что хвалить лучше за конкретное поведение.
Например, Кате, из примера выше, мы можем сказать с улыбкой и энтузиазмом в голосе:
«Как ты замечатеьно сидишь на стуле, я тобой очень горжусь!»
Заметьте, что можно избежать «нет» и другим путём.
Например, в случае Кати мы можем сказать:
«Быстро слезь со стола».
Как вы думаете, почему это не самый лучший вариант?
Вы заметили, что в этом ответе мы не говорим Кате, чего же мы от неё хотим, мы не предлагаем ей устраивающую нас альтернативу. Катя может слезть со стола и начать бегать вокруг стола, или она может сползти на пол. Будьте конкретны в своих командах.
Помните, в предыдущей статье мы обсудили что с аутистичным ребёнком нужно говорить чётко, размеренно, внятно и чуть громче? Также важно использовать знакомые, простые слова и предложения.
Например, аутистичному ребёнку будет гораздо проще ориентироваться, если вы будете повторять:
«Время кушать»
нежели под настроение применять разные фразы:
«обед стынет, а ты ещё руки не помыл»
«все к столу, я что, зря готовила?»
«ты голодный? я приготовила твою любимую запеканку»
Мы с вами знаем, что за всеми этими предложениями стоит одно и то же, но мозг аутичного ребёнка уже работает, как пчёлка, переваривая всё то, что происходит вокруг него, давайте не будем загружать его лишней информацией.
Коротко и просто, без размусоливаний, с приятной улыбкой и энтузиазмом скажите:
«время кушать!»
Имейте ввиду, что команды нужно давать чуть громче обычной речи (но не в коем случае не крик), чтобы они, как бы возвышались над всем остальным, происходящим в мире ребёнка.
В следующий раз мы продолжим разговор об правилах общения с аутистичным ребёнком.
С уважением, Marina Donnelly
Подпишитесь на новости проекта
«Аутизм с Глазу на Глаз», чтобы не пропустить самые свежие статьи |
|
______________
PS.
Пожалуйста, поделитесь этой заметкой с друзьями и близкими.
Вы никогда не узнаете, какая мысль может изменить чью-то жизнь навсегда.
Поэтому хорошим не стесняйтесь делиться со всеми.
Просто нажмите кнопочки соц. сетей ниже.
Владимир Шебзухов
к записи Сова, лиса и ёж — притчи для ребёнка by Владимир ШебзуховВладимир Шебзухов
к записи Сова, лиса и ёж — притчи для ребёнка by Владимир ШебзуховВладимир Шебзухов
к записи Сова, лиса и ёж — притчи для ребёнка by Владимир ШебзуховКатя
к записи Заповеди 104-летнего мудреца Андрея Ворона: как жить в здравии и радостиирина
к записи Упражнение: «Снятие маски Старости/Усталости» от Алексея Маматова